STALKER как отдельная игровая культура


STALKER как отдельная игровая культура


О S.T.A.L.K.E.R. сказано уже давным-давно всё, что только можно. Даже как-то неудобно теперь говорить о том, что же это за игра такая, ибо нет людей, кто не слышал о ней хотя бы краем уха. Даже моя бабушка, которая понимает в играх чуть хуже, чем коза в апельсинах, и то что-то такое слышала про некого «сталкера».

Но вот, что интересно. Игра вышла восемь лет назад, но всё ещё зазывает к себе игроков. Причина, конечно, вам и так известна, но дело вовсе не в этом. Сталкер – это знаковая игра для восточно-европейских разработчиков. Особенно для украинских, ведь именно со Сталкера началось победоносное шествие игр из стран СНГ по миру. Есть, конечно, Казаки, пятые Герои и прочие ИЛ-штурмовик, но, согласитесь, что все они, кроме героев, птицы не самого высшего полёта, а герои-то изначально были разработаны не на территории Восточной Европы. Не было бы Сталкера, не было бы Метро и Танков (которые от Wargaming, потому что они тоже из СНГ).


У Сталкера было много серьёзных недостатков, много технических проблем, но она не только в наших странах, но и на мировой арене была оценена весьма высоко. Суть проста: для нас игра родная, потому что ностальгия и родные стены прямиком из Советского Союза (даже если вы не жили в СССР, вам всё равно запала в душу эта игра – не пытайтесь отмазаться). А для мирового игрока Сталкер стал чем-то новым, необычным.

Успеху Сталкера способствовала, на самом деле, не агрессивная кампания товарища Яворского (который, в общем-то, и не виноват в том, что дал игрокам надежду на игру тысячелетия), так вот – успех игры был благодаря трём вещам: отличная смесь боевика (с реалистичной баллистикой) с хоррором, знаменитая атмосфера и большой простор для воображения – миллиарды книг, песен, видеороликов и модов символизируют.

Как боевик Сталкер выгодно отличался от конкурентов тем, что предоставлял вдумчивый игровой процесс, когда каждая попавшая в игрока пуля становилась серьёзным аргументом для ослабления пыла. Особенно красота игрового процесса разворачивается на сложности «мастер». Весьма ощутимая баллистика и близкое к реалистичному поведение оружия также способствовали тому, что в Сталкер было интересно играть даже ради стрельбы.

Про атмосферу пост-апокалипсиса сказано уже даже слишком много. Однако вряд ли даже самые преданные поклонники игры (вроде меня) смогут внятно объяснить, за счёт чего же она достигается. Красивой музыкой в жанрах ambient и noise (особенно на Радаре и на ЧАЭС)? Сюжетом, который сам по себе, в общем-то, сильно скомканный, но невероятно загадочный при первом прохождении благодаря загадкам Монолита, Выжигателя и прочих непонятный вещей? Дизайном локаций и холодными красками? Набившей уже оскомину любимой всеми поклонниками озвучкой и дизайном монстров, некоторые из которых пугают не понарошку (в частности бюреры из, правда, аддона Зов Припяти, которые плачут детскими голосами, что намекает на их происхождение)? Да, но этого недостаточно для объяснения феномена сталкерской атмосферы. Впрочем, судя по всему разработчики и сами толком не знали, что же такого они сумели сделать в Тени Чернобыля.

Простор же для воображения ещё больше укрепил позиции Сталкера на месте под солнцем среди боевиков. Среди стандартного мусора можно найти и весьма достойные книги, и потрясающие моды, например, Day Z - http://stalkermod.ru/Modyi-Dayz/ и красивые короткометражные фильмы. Да и кто из нас не писал по сталкеру типичных рассказов? Может быть, не для читателей, а только для себя. Но ведь Сталкер подарил нам такие яркие впечатления, что непременно хотелось ими поделиться. Это многого стоит – не каждый проект (в любом виде искусства) может подтолкнуть поклонников на творчество.

Да, конечно, это совершенно не та игра, которую ждали поклонники ещё с 2002-го года. Разработчики повырезали всё, что только можно, но даже таким кусочком от той легендарной игры, которую поклонники нарисовали в своём воображении, они сумели затянуть несколько миллионов игроков в жестокий, страшный, но такой притягательный мир Зоны. Да что я вам тут рассказываю – вы и без меня всё это знаете.

Сталкеру была уготована судьба незабываемой игры. И сейчас, спустя восемь лет, можно в очередной раз в этом убедиться. Да, есть за что её поругать, чего душой кривить. Но и есть за что полюбить. Искренне, всем сердцем, всей душой. Навсегда...